- АВАНГАРДИЗМ
АВАНГАРДИ́ЗМ (франц. avant-gardisme, от avant-garde передовой отряд), условный термин, применяемый для обозначения течений в буржуазном искусстве XX в., которые, порывая с реалистической традицией, остро ставят проблему функционирования искусства в условиях кризиса буржуазного сознания, обнажившего разрыв между «упорядоченностью» идеологического мышления и раздираемой противоречиями действительностью. Одно из проявлений этого разрыва авангардисты усматривают в выделении искусства в особую, лишенную прямой социальной значимости эстетическую сферу. Это ошибочно связывается ими исключительно с абсолютизацией установившихся принципов построения художественной формы и норм вкуса, ломка которых является для художника-авангардиста основным путем к «прямому», не опосредованному с помощью существующих эстетических и идеологических принципов, в большинстве случаев внеэстетическому воздействию на способность эстетического переживания (в этом основной признак А. как крайнего проявления модернизма в целом, включающего в себя и школы, чьи устремления остаются в рамках чисто эстетических требований). Атака на «произведение искусства» как на объект чисто эстетического переживания объясняет присущие разновидностям А. жизнестроительный пафос и подчеркнутую эмоциональность (экспрессионизм), стремление разрушить эстетику (дадаизм), заменить пассивное эстетическое любование активным социальным действием («левое» искусство и русский футуризм), попытки осуществить коммуникацию с публикой путем воздействия на ее подсознательные импульсы (сюрреализм), а также при элитарной, «дегуманизирующей» тенденции создание физически ощутимого напряжения отчужденности между непроницаемо-замкнутой структурой «антипроизведения» и воспринимающим сознанием (неоавангардизм: абсурда драма, «новый роман», «конкретная поэзия», «новые левые» и др.).
Течения А. начали бурно развиваться в 1020-х гг. XX в. Ряду революционно настроенных художников (В. В. Маяковский, Б. Брехт, Л. Арагон, В. Незвал и др.), видевших в А. ниспровержение идеологических мифов буржуазии, ход истории указал путь к утверждению идеологии пролетариата и к освоению эстетики социалистического искусства. В случае же постоянного углубления принципиальной антиидеологической направленности А. 60-х гг. смыкается с платформой «нового левого радикализма», полностью отрицающего культуру.
Литература:
Современные проблемы реализма и модернизма, [Сб. ст.], М., 1965;
Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950 1960 гг. [Сб. ст.], М., 1972;
Давыдов Ю. Н., Художник и отчужденное искусство, в сб.: Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968;
его же, Эстетика нигилизма, М., 1975;
Raffa P., Avanguardia e realismo. Mil., 1967;
Chipp H., Theories of modern art, Berk. Los Ang., 1968;
Weightman J., The concert of the avantgarde, L., 1973;
Kramer H., The age of the avantgarde, N. Y., 1973.А. Н. Дорошевич.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.